Хотя, по общему мнению, разговор попугаев – это не более чем подражательное воспроизведение услышанных звуков в определенной ситуации, некоторые этологи утверждают, что эти птицы способны научиться понимать и правильно использовать человеческую речь. Именно к такому выводу приходят любители, обучающие своих питомцев разговору методом соперничества.
Данный способ обучения попугаев был впервые применен в конце 1970-х годов, когда познавательные способности попугаев были совершенно не изучены. Но в то время уже было доказано, что некоторые обезьяны, в частности шимпанзе, могут общаться с человеком при помощи специально разработанных языков-посредников. При этом приматы удивили ученых
своими высокими познавательными способностями. Этологи объясняют такие способности обезьян их образом жизни.
...
Любители, относящиеся к обучению попугая серьезно, вскоре замечают, что их питомец старается вести себя с хозяином как с разумным (разумеется в его представлении) существом. Например, наблюдая за действиями владельца, попугай старается предсказывать дальнейшие события. И произнося при этом свои указания, птица обязательно контролирует, правильно ли человек выполняет ее команды.
Дело в том, что в естественных условиях обитания шимпанзе живут в группах с хорошо развитыми иерархическими отношениями. Именно это и заставляет обезьян проявлять высокий уровень коммуникативных возможностей.
Как известно, большинство попугаев тоже ведут стайный образ жизни и активно общаются между собой, используя различные крики, свисты и щебетания. Интересно, что молодые пернатые обучаются звуковому общению, слушая разговоры взрослых. Именно на основе этого факта и была разработана методика обучения попугаев разговору в соперничестве.
Данный способ предполагает участие в процессе обучения одновременно двух человек. Один из них – хозяин птицы – во время урока обращается с заданием одновременно и к своему помощнику (это может быть кто-то из членов семьи), и к попугаю. При этом второй участник обучения, с одной стороны, является для птицы объектом для подражания, а с другой – соперником.
...
Метод соперничества частично основан на исследованиях Альберта Бандура. Этот ученый еще в начале 1970-х годов доказал, что дети быстрее обучаются выполнять трудные задания, когда, прежде чем приступать к их решению, наблюдают за его процессом.
Прежде чем приступать к обучению попугая с помощью метода соперничества, его надо приручить (птица должна спокойно себя чувствовать не только в присутствии хозяина, но и второго участвующего в обучении человека) и научить произносить не менее 7–10 слов и хотя бы 1–2 короткие фразы.
В первые несколько уроков необходимо дать попугаю привыкнуть к присутствию в комнате двух человек, а также к их диалогам. Во время последующих занятий хозяину надо заострить внимание попугая на разговоре. На глазах у птицы он должен спросить своего помощника о каком ибудь предмете, находящемся в поле зрения попугая. Если напарник
отвечает правильно, то этот предмет желательно дать ему в руки. В качестве поощрения можно использовать лакомство. Например, когда помощник правильно ответит на вопрос, хозяин попугая дает ему орех или какой-либо фрукт. Если же человек не справляется с заданием, тренер ругает его.
Член семьи, помогающий владельцу попугая, является для последнего не только объектом для подражания, но и конкурентом в привлечении внимания хозяина. Следует помнить, что роли учителей в процессе занятий должны обязательно меняться. Для обучения попугая с помощью данного метода необходимо дать понять птице, что вопросы задает не всегда один и тот же человек.
Если попугай наблюдает за общением людей, роли которых никогда не меняются, то он будет отвечать только на вопросы своего хозяина и игнорировать обращение к нему другого человека. Попугай ара вполне подходит для обучения разговору с помощью метода
соперничества.
В процессе занятий учителям желательно общаться между собой и с попугаем, используя развернутые предложения и сочетая то или иное существительное с разными прилагательными.Другими словами, надо добиться от птицы понимания того, что, например, кубик может быть не только красным, но еще и зеленым, синим, желтым и т. д. В дальнейшем
птица научится использовать новое слово без дословной имитации речи своего хозяина. Кстати, именно таким образом учатся различать и понимать слова маленькие дети.По своим умственным способностям какаду лишь немного уступают серым попугаям.
Обучая попугая, можно использовать небольшие игрушки, кубики, а также буквы и цифры. Как уже говорилось, при правильном ответе можно дать птице поиграть данным предметом или поощрить ее лакомством. Однако злоупотреблять поощрением пищей не следует, поскольку через некоторое время кормление начнет ассоциироваться у попугая с обучением. Некоторые специалисты советуют давать попугаю лакомство, например орех, когда он
после правильного ответа на вопрос произнесет еще и соответствующую фразу: «Дай орех!» или «Я хочу орех!».
...
Американские исследователи в ходе многочисленных экспериментов пришли к выводу, что попугаи по своему интеллекту не уступают дельфинам и шимпанзе.
При обучении можно объяснять птице смысл слов, которые она произносит случайно. Например, после того как попугай научится говорить слово «яблоко», неплохо подобрать к нему подходящие прилагательные (красное, зеленое) и научить птицу произносить их. Затем уже можно обучить птицу тому, чтобы она различала, какое именно перед ней находится яблоко – красное или зеленое. Для этого сначала нужно предложить помощнику выбрать из двух лежащих рядом яблок зеленое. Затем роли учителей меняются. Потом кто-то из тренеров просит попугая выбрать зеленое яблоко.
Попугаи, обучаемые с помощью метода соперничества, в течение нескольких лет могут научиться не только произносить и понимать описания и значения различных объектов и кормов, но и разделять эти объекты на категории – по материалу, цвету и даже по фирме-производителю. Комбинируя данные понятия, хорошо обученная птица способна описать и
идентифицировать около 150 различных предметов.
...
Особенно талантливые попугаи, обучаемые по методу соперничества, могут научиться оперировать столь абстрактными понятиями, как «сходство» и «различие». Когда такой птице показывают два предмета одинаковой формы, отличающихся друг от друга, например, по цвету, она может кратко ответить, в чем их сходство и различие.
Кроме того, попугай может удерживать в памяти одновременно свойства нескольких различных объектов и давать правильные ответы на вопросы о каждом из них. Это как нельзя лучше показывает, что птица прекрасно понимает все части вопроса и использует свои знания для сравнения сведений об одном запрашиваемом предмете с информацией о других.
...
За сложное поведение млекопитающих, в частности за их познавательные способности, отвечают процессы, происходящие в коре больших полушарий мозга. Как и у всех пернатых, в мозге попугаев коры нет. Вопрос же о том, какие структуры головного мозга птиц берут на себя функции коры, волнует ученых на протяжении нескольких десятилетий и, несмотря на
многочисленные исследования, по сей день остается открытым.
Попугай способен запомнить, что цвет и форма могут определять различные категории одного и того же объекта. Также в процессе обучения попугай запоминает и такую важную характеристику предмета, как размер, и может даже правильно ответить на вопрос, какой из двух объектов больше (меньше).
Многие любители обучают своих питомцев счету. Большинство способных попугаев могут научиться правильно использовать термины «один», «два» и «три» (реже «четыре», «пять» и «шесть»), то есть можно смело утверждать, что попугаи способны научиться считать.
По мере достижения птицей определенных успехов в счете можно начинать усложнять задание, раскладывая перед попугаем несколько предметов разного цвета и задавая вопрос о числе предметов определенного цвета.
Обучив одного попугая с помощью вышеописанного метода, не стоит надеяться, что, сняв на видеокамеру его занятия и показав запись другим попугаям, последние освоят то же самое без участия тренеров. После подобных занятий попугаи научатся лишь подражать речи обученной птицы, но не смогут осмысленно использовать слова и правильно отвечать на
вопросы.
Данный способ обучения попугаев был впервые применен в конце 1970-х годов, когда познавательные способности попугаев были совершенно не изучены. Но в то время уже было доказано, что некоторые обезьяны, в частности шимпанзе, могут общаться с человеком при помощи специально разработанных языков-посредников. При этом приматы удивили ученых
своими высокими познавательными способностями. Этологи объясняют такие способности обезьян их образом жизни.
...
Любители, относящиеся к обучению попугая серьезно, вскоре замечают, что их питомец старается вести себя с хозяином как с разумным (разумеется в его представлении) существом. Например, наблюдая за действиями владельца, попугай старается предсказывать дальнейшие события. И произнося при этом свои указания, птица обязательно контролирует, правильно ли человек выполняет ее команды.
Дело в том, что в естественных условиях обитания шимпанзе живут в группах с хорошо развитыми иерархическими отношениями. Именно это и заставляет обезьян проявлять высокий уровень коммуникативных возможностей.
Как известно, большинство попугаев тоже ведут стайный образ жизни и активно общаются между собой, используя различные крики, свисты и щебетания. Интересно, что молодые пернатые обучаются звуковому общению, слушая разговоры взрослых. Именно на основе этого факта и была разработана методика обучения попугаев разговору в соперничестве.
Данный способ предполагает участие в процессе обучения одновременно двух человек. Один из них – хозяин птицы – во время урока обращается с заданием одновременно и к своему помощнику (это может быть кто-то из членов семьи), и к попугаю. При этом второй участник обучения, с одной стороны, является для птицы объектом для подражания, а с другой – соперником.
...
Метод соперничества частично основан на исследованиях Альберта Бандура. Этот ученый еще в начале 1970-х годов доказал, что дети быстрее обучаются выполнять трудные задания, когда, прежде чем приступать к их решению, наблюдают за его процессом.
Прежде чем приступать к обучению попугая с помощью метода соперничества, его надо приручить (птица должна спокойно себя чувствовать не только в присутствии хозяина, но и второго участвующего в обучении человека) и научить произносить не менее 7–10 слов и хотя бы 1–2 короткие фразы.
В первые несколько уроков необходимо дать попугаю привыкнуть к присутствию в комнате двух человек, а также к их диалогам. Во время последующих занятий хозяину надо заострить внимание попугая на разговоре. На глазах у птицы он должен спросить своего помощника о каком ибудь предмете, находящемся в поле зрения попугая. Если напарник
отвечает правильно, то этот предмет желательно дать ему в руки. В качестве поощрения можно использовать лакомство. Например, когда помощник правильно ответит на вопрос, хозяин попугая дает ему орех или какой-либо фрукт. Если же человек не справляется с заданием, тренер ругает его.
Член семьи, помогающий владельцу попугая, является для последнего не только объектом для подражания, но и конкурентом в привлечении внимания хозяина. Следует помнить, что роли учителей в процессе занятий должны обязательно меняться. Для обучения попугая с помощью данного метода необходимо дать понять птице, что вопросы задает не всегда один и тот же человек.
Если попугай наблюдает за общением людей, роли которых никогда не меняются, то он будет отвечать только на вопросы своего хозяина и игнорировать обращение к нему другого человека. Попугай ара вполне подходит для обучения разговору с помощью метода
соперничества.
В процессе занятий учителям желательно общаться между собой и с попугаем, используя развернутые предложения и сочетая то или иное существительное с разными прилагательными.Другими словами, надо добиться от птицы понимания того, что, например, кубик может быть не только красным, но еще и зеленым, синим, желтым и т. д. В дальнейшем
птица научится использовать новое слово без дословной имитации речи своего хозяина. Кстати, именно таким образом учатся различать и понимать слова маленькие дети.По своим умственным способностям какаду лишь немного уступают серым попугаям.
Обучая попугая, можно использовать небольшие игрушки, кубики, а также буквы и цифры. Как уже говорилось, при правильном ответе можно дать птице поиграть данным предметом или поощрить ее лакомством. Однако злоупотреблять поощрением пищей не следует, поскольку через некоторое время кормление начнет ассоциироваться у попугая с обучением. Некоторые специалисты советуют давать попугаю лакомство, например орех, когда он
после правильного ответа на вопрос произнесет еще и соответствующую фразу: «Дай орех!» или «Я хочу орех!».
...
Американские исследователи в ходе многочисленных экспериментов пришли к выводу, что попугаи по своему интеллекту не уступают дельфинам и шимпанзе.
При обучении можно объяснять птице смысл слов, которые она произносит случайно. Например, после того как попугай научится говорить слово «яблоко», неплохо подобрать к нему подходящие прилагательные (красное, зеленое) и научить птицу произносить их. Затем уже можно обучить птицу тому, чтобы она различала, какое именно перед ней находится яблоко – красное или зеленое. Для этого сначала нужно предложить помощнику выбрать из двух лежащих рядом яблок зеленое. Затем роли учителей меняются. Потом кто-то из тренеров просит попугая выбрать зеленое яблоко.
Попугаи, обучаемые с помощью метода соперничества, в течение нескольких лет могут научиться не только произносить и понимать описания и значения различных объектов и кормов, но и разделять эти объекты на категории – по материалу, цвету и даже по фирме-производителю. Комбинируя данные понятия, хорошо обученная птица способна описать и
идентифицировать около 150 различных предметов.
...
Особенно талантливые попугаи, обучаемые по методу соперничества, могут научиться оперировать столь абстрактными понятиями, как «сходство» и «различие». Когда такой птице показывают два предмета одинаковой формы, отличающихся друг от друга, например, по цвету, она может кратко ответить, в чем их сходство и различие.
Кроме того, попугай может удерживать в памяти одновременно свойства нескольких различных объектов и давать правильные ответы на вопросы о каждом из них. Это как нельзя лучше показывает, что птица прекрасно понимает все части вопроса и использует свои знания для сравнения сведений об одном запрашиваемом предмете с информацией о других.
...
За сложное поведение млекопитающих, в частности за их познавательные способности, отвечают процессы, происходящие в коре больших полушарий мозга. Как и у всех пернатых, в мозге попугаев коры нет. Вопрос же о том, какие структуры головного мозга птиц берут на себя функции коры, волнует ученых на протяжении нескольких десятилетий и, несмотря на
многочисленные исследования, по сей день остается открытым.
Попугай способен запомнить, что цвет и форма могут определять различные категории одного и того же объекта. Также в процессе обучения попугай запоминает и такую важную характеристику предмета, как размер, и может даже правильно ответить на вопрос, какой из двух объектов больше (меньше).
Многие любители обучают своих питомцев счету. Большинство способных попугаев могут научиться правильно использовать термины «один», «два» и «три» (реже «четыре», «пять» и «шесть»), то есть можно смело утверждать, что попугаи способны научиться считать.
По мере достижения птицей определенных успехов в счете можно начинать усложнять задание, раскладывая перед попугаем несколько предметов разного цвета и задавая вопрос о числе предметов определенного цвета.
Обучив одного попугая с помощью вышеописанного метода, не стоит надеяться, что, сняв на видеокамеру его занятия и показав запись другим попугаям, последние освоят то же самое без участия тренеров. После подобных занятий попугаи научатся лишь подражать речи обученной птицы, но не смогут осмысленно использовать слова и правильно отвечать на
вопросы.